ПОПРАВКИ
К ОБЩЕИЗВЕСТНОМУ
В
этот день, 12 мая, но год назад меня донимали строчки - как
будто не мои, но и никем до меня не написанные:
До бессмертья
осталось всего ничего:
надо, чтобы убили,
- и только.
Я не мог от них отделаться,
пока не пририфмовал:
А разбой среди
белого дня - баловство,
никакого в нем толку.
Записал и отбросил.
Не понимая, что всем этим хочу сказать. Не понимая, зачем вообще
об этом пишу.
А на следующее утро
узнал, что в тот самый час, когда у меня в голове крутились
невнятные мне самому слова, убивали Игоря Домникова.
Он не был со мной
ближе, радушнее или откровеннее, чем с другими в редакции. Он
был радушен и откровенен со всеми. И его любила вся редакция.
Как и все наши общие знакомые, когда-либо знавшие его по Норильску
или Томску.
Разве так бывает?
Ну, наверно, чтоб
горячо и самозабвенно - и сразу все, не бывает. Но вот как-то
так легко и улыбчиво, и - да! - действительно всей командой
- видать, случается.
Может, это просто
отраженный свет? Игорь сам был легким и улыбчивым. Я, например,
всегда знал, когда он появлялся в редакции - что-то в редакционном
воздухе сразу менялось. Свежело, что ли.
Казалось, даже проблемы
уменьшались в размерах, не проходя испытания ненавязчивой иронией
Игоря.
За иронией внимательного
к людям человека всегда стоит какое-то серьезное знание.
И действительно. Пока
некоторые из нас о чем-то мучительно соображали, Игорь все как
будто заранее знал. Дурак думает - умный знает? Не без того.
По крайней мере, всегда
поражало, как легко, раскованно и объемно, что ли, он писал.
О каком-нибудь губернаторе.
О школьной учительнице. О ночном магазине. О бессловесном обозревателе
"Новой газеты" жирафе Самсоне.
Не самые, между прочим,
выигрышные темы. Другие над ними просидели не одни штаны (так
что неизвестно, покрыл ли полученный гонорар понесенные расходы).
А о чем бы ни писал Игорь, за его строчками открывался какой-то
простор. Жизнь в общем - во всей ее парадоксальности и пестроте.
Мне всегда казалось,
что Игорь должен был писать прозу - рассказы, там, или роман.
Нет, не писал. Но его журналистика - на самой незащищенной границе
прозы.
Это особая журналистика,
которая нынче еще водится, кажется, в одной России. Антикомпьютерная,
бесконечно далекая от сухой информационности. Эта журналистика
могла родиться только в такой стране, где сосуществуют великая
литература, великий и свободный (не смейтесь, не смейтесь!)
язык и полное отсутствие гражданских свобод. Потому именно у
нас - Дорошевич и Овечкин, Анатолий Аграновский и Василий Песков,
Инна Руденко и Юрий Рост...
В нашей газете, слава
богу, эта традиция продолжается и после Домникова. Не просто
так один из главных отделов называется у нас не отделом очерка
или, допустим, гуманитарных проблем, а отделом Игоря Домникова.
Кстати, эту странность
надо все время объяснять приходящим в газету иностранцам. И
может быть, в результате этих объяснений они только утверждаются
во мнении, что мы - диковатые азиаты, любящие воздвигать мавзолеи...
Но мы-то знаем, что
никакой патетики, столь нелюбимой Игорем, в таком названии нет.
Просто это действительно отдел Домникова. Он его придумывал,
создавал. В нем работают его ученики. И все, что пишут, они
по-прежнему пытаются увидеть его глазами, надеясь, что какие-то
тексты ему бы понравились...
А что касается бессмертия,
до которого всего ничего... Бессмертными принято называть выдающихся
писателей. Журналистов удостаивать таким титулом не привыкли.
Но вот прошел год
с тех пор, как Игорь больше ничего не написал и не сказал. А
для нас он - живой.
И гуманитарные ценности,
о которых он напоминал, сам того не желая, каждой своей строкой,
остаются нашими главными ценностями.
Но вот написал "гуманитарные
ценности" и подумал: Игорю такое словосочетание не глянулось
бы точно. Да и вообще, любые предлагаемые ценности, чтобы признать
их таковыми, он взвешивал на собственных весах и внимательно
разглядывал.
Отсюда его многочисленные
записи, которые он объединил названием "Поправки к общеизвестному".
"Новая газета" многие из них уже печатала. Сегодня
- еще одна небольшая публикация.
Все-таки надо разрушать
стереотипы, чтобы спасти архетип.
Олег ХЛЕБНИКОВ
P.S. А те строчки
годичной давности я потом дописал, посвятив стихотворение Игорю.
Вот последняя строфа
из него:
Слава богу, живем
в православной стране -
только смертная жертва
годится,
чтоб хоть слово услышали
в той тишине,
что не дольше забвения
длится.
"Новая
Газета" № 32 14.05.01