ПРЕДСКАЗАЛ
ЛИ ВАН ЭЙК ИТОГИ ВЫБОРОВ В РОССИИ
Не прекращаются спекуляции относительно
картины Ван Эйка. Флаг в руки взяло оголтелое дилетантство и ненаучный
подход. Да, XV—XVI века — великая эпоха. Но это и есть единственная
значительная мысль, которую мы почерпнули в писаниях «коллег».
К сожалению, слишком тривиальная, чтобы претендовать на открытие
Давайте
обратимся к фактам. Никто не спорит с очевидным: на картине великого
нидерландца «Семейство Арнольфини» изображен человек, похожий
на Путина. (Кстати, никто не обратил внимания, что название картины
можно прочитать как Ar-no-finn — ноль из земли финнов. И дата
создания картины — 1434-й; отнимите от двух последних две первые
цифры...).
Ну и что? В последний
год тысячелетия доверять лишь портретному сходству... это даже
неприлично. Прекрасно ведь известно, что средневековые художники
ни одну деталь не употребляли просто так — все это были символы;
картину следовало читать как шараду. Давайте же прочтем этот шедевр
вместо пустого гадания и псевдонаучных спекуляций.
Ключ, по нашему мнению,
следует все же искать не в лице героя, не в сложении, а в словах,
написанных на стене над зеркалом — Imperatorus Vovus Primus. Почему-то
концовку «...rus» трактуют как грамматическую ошибку художника,
якобы плохо знавшего латынь. Primus же расшифровывают, как символ
огня, а не от банального, но, увы, реального «Primo» — «первый».
Итак, по нашему убеждению,
перевод этой ключевой фразы вовсе не «Вовус-Примус из Империи»,
и тем более не «Вовус — устроивший стрельбу в империи», а простое
и ясное — «Вовус Первый, Император Rus».
Тогда только ясно читаются
и другие символы. Мопс — средневековый образец верного служения.
Туфли — символ семьи. Зеленое платье на беременной даме — цвет
простоты, безмозглости, тупого подчинения (на голове у дамы, впрочем,
прическа в виде рожек). Таз с водой для умочения различных предметов.
Шляпа, чем-то похожая на древний летный шлем. Березовое полено
в углу, надгрызенное яблоко... Словом, в трактовке Ван Эйка перед
нами отнюдь не Вовус-разрушитель, не Вовус-стрелок, но Вовус —
продолжатель дела «семьи»! Строитель, воссоздатель «семьи»!
Согласитесь, иные трактовки
требовали бы и иной системы символов — например, бородатый череп
в зеленой повязке, оскаленный мопс, пылающее березовое полено
и т.д. Этого нет.
Почему-то считается,
что данное предсказание противоречит строфе из великого современника
Ван Эйка М. Нострадамуса. Но судите сами, есть ли здесь противоречие.
В старом — буквальном — переводе строфа читалась так :
В году с
тремя нулями
гиперборей по лестнице
власти
Возжегши примус взошел
по костям король (Во)вус.
Житель юга побит бледной
ногой и йа.
О, критические дни Скифии!
Считалось, что этот
текст предсказал, что в год, когда сменятся три неудачных премьера,
придет некто Вовус-Примус в виде Прометея, который занимается
каратэ («Йа») и побьет чеченцев (скифов).
Нам кажется, что это
крайне поверхностная трактовка, откровенно притянутая за уши уже
после явления Путина. Напомним, что лестница по латыни — «climacsis»,
«гипер...» же возможно читать и как «сверх». Мы настаиваем на
нашем переводе этой строфы:
В 2000 году у Сверх-Бориса
(Борея) наступил климакс,
Он возжег Вовуса, который
потоптался по больному (тазобедренному) суставу уроженца юга (Примаков?),
Победил его с помощью
народа его (читать следует — «Иа», а не «йа»!),
И много крови пролилось
в Скифии (России!).
Глупо было бы оспаривать,
что многое в картине и в тексте Нострадамуса действительно наводит
на мысль о Путине. Но даже если в этом и есть доля правды, то,
как видите, великие гуманисты отнюдь не считали приход Путина,
тащущего за собой в будущее свору старых хозяйских мопсов, триумфом
нации. Напротив, провидцы подчеркивали: не выйдет хорошего у того,
кто начал карьеру с пошлых средств, со лжи и обмана народа, с
травли порядочных людей, с войны, используемой для саморекламы
(при том, что Путин, как фээсбэшник, своим невмешательством или
ротозейством сильно содействовал тому, что сейчас льются потоки
крови русских и российских людей).
Заодно хотелось бы обратить
ваше внимание еще на несколько загадочных текстов, гораздо менее
известных. Речь прежде всего о знаменитом египетском розеткином
камне. Приводим фрагмент, который прежде наука относила к Вавилону
времен расцвета там публичного свиноводства.
«И яви(тс)я
Вовус на трех кит(ах). Первый кит — рыжий с руко(пись)ю в руках.
Второй — черный, но лысый — имеющий слово и «Время». И третий
кит — белый с Семьей китов. И скажет Вовус — бей черного, ибо
имя ему — козел (отпущения?). И ударят черного.
И черный проклянет Вовуса
и на(лож)ит пять печатей на уста его, ибо владеет словом и «Временем».
Первая печать есть Полкан Дорейкин (Доренко?). Вт(ор)ая печать
есть Небритый Человек С Миногой В Заду, ибо владеет словом только
поперек стула. Третьему имя Стеклянные Глазки. Четвертый же и
пятый слились в единое тело о четырех ногах — Пашка-Ватрушка (в
подлиннике — «лавашка», название восточной лепешки) И — Шура —
Полкан Малый Конченый. И взойдет звезда. И имя ей Полтынь (полмиллиона
$ на каждого?). И Вовус поскользнется и нае...»
Далее кусок глины отколот,
текст обрывается.
Второй текст — отечественный
фрагмент. (Хотя, как выяснилось, нет пророка даже в «Отечестве»,
но следует принимать во внимание и родную культуру предсказаний.)
Следующие абзацы из анонимной «Повести дрянных лет» привлекли
наше внимание.
«Аз есмь
пророк. Реку: се Владимир Примус, значится первый. Он чырных побияху,
нефть забираху, в горы запираху и спуску не даваху. Но князем
на Москве сажаху и черныя на волю отпускаху, а нефть им не всю
возвращаху. И сии воды горючие и жирные аки масло потекут против
течения. Куда — о том мало посвещенных.
И будет Слово. Ибо Слово
не есть Дело. Постельничий Шабу Дабу Расул опять затянет победную
песнь, тайное имя которой есть «Слово о попке Игоревой». И холопья
Митька Паяцков — Заяцков опять отцов-матерей продадут и с Кирсанкой,
Аманкой, Минтейкой и Муртазкой Владимиру крест поцелуют. А кто
и прямо к жопию допущен будет. Но на всех там не хватит. Уж там
все поделено, по клеточкам расчерчено. И медведь сидит на стороже.
И начнется смущение, и выйдут Ван Гог и Магог, чтобы опять все
очумели...»
Из научного педантизма
приведем еще два текста. В нашей коллекции есть странная оговорка-прозрение
сибирского старца Распутина. Создается впечатление, что Григорий
предвидел приход человека, занимавшегося хозяйством в команде
известного политика и контролировавшего российское имущество в
Германии, которое, как вы помните, разворовали-таки под корень.
Из мемуаров второго
мужа Вырубова (ГСП, 1938, Villobadjo).
«...Хорошо
помню, как на утреннике в Кремле старец Григорий в костюме Мороза
читал детям стихи. И вот дошел он до всеми любимой строчки, и
вдруг слышим: «...Недаром помнит вся Россия про тень Бородина».
«Про день» — подсказывают старцу дети. Но старец уже лыка не вяжет,
повалился на пол и пьяно бормочет: «Я — настоящий. Я вам подмигиваю!
Тот — столы накрывал, жандарм! Как Отрепьев начинает. Какая же
он Су-29, ей богу. А вот не быть Распутину обрезанным... Нет!
За веру! Урус в мартан! За Россию, за сибирского цирюльника!..
— на этом старец заснул».
Уж сколько лет прошло,
а не могу забыть этой картинки, этих непонятных слов.
Наконец последняя цитата
— из газеты «Общее место» (31.08.86) .
«...Ванга
смотрит добрыми незрячими глазами, попивая мой подарок — душистый
грузинский чай с небольшим грузинским слоном. «А ведь выборы,
сынок, у вас будут. И даже досрочные, — вдруг говорит предсказательница.
— В 2000 году всю Россию — как это по-русски?.. — Она смеется
морщинистым лицом. — ... Если по-украински, то дрючком в пихву,
а как по-советски — не помню. Президентом станет ставленник четырех
самых нелюбимых политиков — вижу только, что фамилии их на С,
Ч, Б и Е. Еще вижу — имеет этот незаметный человек отношение к
размножению медведей. А звать его будут... Владимир. — Ванга прищуривается
и, подумав, уточняет: — Владимирович. А фамилия его ... как по-русски
— когда мочат рыбу в мутной воде?..»
— Путина? Путинин? Путин?
Путинг? — гадаю я.
— Да, похоже на то,
— говорит Ванга.
«Нет уж, — думаю про
себя, — нет у нас и не может быть в Стране Советов никаких Путининых;
еще не сдурели, чтобы выбрать неизвестного, из кустов выскочившего...
Да еще медведей плодит... — Явно ошибается старушка».
Вот и все реальные исторические
тексты, которые некоторые легковерные россияне принимают за предсказания.
К сожалению, слишком много спекуляций на эту тему. К примеру,
некоторые «коллеги» азартно доказывают, что все анекдоты про Вовочку
роковым образом подходят к образу нынешнего и.о. Ельцина и ссылаются
на Фрейда. Один псевдоискусствовед объявляет провидцем художника-передвижника
Мясоедова: в акварели последнего мокрый большой мужик говорит,
обращаясь к зрителям: «Я пришел дать вам Вову!» Якобы это символическое
изображение Ельцина, упавшего с моста при помощи ревнивого мужа.
Это полная ерунда. На самом деле это давно изученный эскиз картины
«Стенька Разин ныряет за княжной». И говорит герой Мясоедова на
самом деле: «Я пришел дать вам воду!» (Мясоедов, работавший тогда
под псевдонимом Глазунов, уже задумал свое знаменитое полотно
«Русский Стенька освобождает среднеазиатских крестьян от баев-басмачей,
зажигает в их саклях свет и снимает с девушек паранджу».)
Также совершенно некорректно
приписывают современный политический смысл строкам песни «Некому
березу заломати?... Я пойду березу заломаю!» Ведь в оригинальном
тексте есть и описательный комментарий: «Некому кудряву заломати?...
Я пойду кудряву заломаю!», что с наглядной очевидностью опровергает
ненаучные толкования.
И совсем глупо нам кажется
обсуждать варианты с явными звуковыми совпадениями вроде тунгусской
сказки «Шойгу и медведь» (там все кончается медвежьей болезнью)
и спорить, кто красивее — двуглавый орел или двуглавый медведь,
и отчего Шойгу, как ни заговорит, то непременно скажет глупость,
и откуда у него, мелкого министра, на полмиллиона $ имущества,
и как воруют в его ведомстве и т.д. Даже Нострадамус не счел нужным
упоминуть Шойгу, понимая, что это фигура одноразового использования.
Остаются, впрочем, не
станем скрывать, и спорные факты. Например, знаменитая надпись
на бересте, найденная на месте, где ныне стоит Смольный: «Яков
Лев: кто в Кремль раком придет, тот раком и погибнет; а ведь лучше
стоя, чем на коленях!» Или нацарапанное неизвестным воином времен
Грозного на стене казанской крепости: «Зд(ес)ь был Вова. Имел.
Мин (н)ет. Дышать редко: дым «Отечества» не сладок».
И нельзя закрыть глаза
на известный факт, когда 12.08.1990 г. под Самарой отец и сын
Конецпольские — оба милиционеры — поймали в лесу снежного человека,
у которого при обыске обнаружили патрон. К сожалению, не имея
опыта научной работы, самарцы сразу связали и положили существо
в багажник «Москвича», не слушая, что оно говорит (позже вспомнили
только, что существо рычало, видимо, свое родовое имя — набор
малоприятных для человеческого уха фонем — «авва баб»). Через
час, как вы помните, существо сбежало, порвав веревку, однако
оставило нацарапанную надпись (подлинник — крышка от багажника
«Москвича» — ныне в Пушкинском доме); надпись гласила — «Када
будет Вова то выйду лудям. Снэжный члв.».
Немного? Но и немало
для серьезной научной работы. Только не нужно, как некоторые,
опускаться до суеверий, и, например, связывать с именем Путина
природные катаклизмы, вроде урагана во Франции, гриппа, московских
взрывов и т.д.. Очевидно же, что ни ураган, ни грипп никак не
повлияли на создание президента Путина.
К слову. Мы, ученые,
отрицаем предсказания как таковые. Но, справедливости ради, возможны
прогнозы. Например, мы считаем, что уже через год-два путинский
сын (не знаем, впрочем, есть ли таковой), какой-нибудь Филипп
Владимирович, будет играть в гольф под Лондоном с детьми других
героев нашего времени — с какими-нибудь Иваном Хоттабычем, Леонидом
Шамильевичем или Васькой Доренко и т.д.. Все у них получится.
Но не об этом сегодня речь.
Вот что поведало нам
старое полотно.
Игорь ДОМНИКОВ
"Новая
Газета" №2
(Д) 20.01.00
|