САМСОН и ГОРИЛЛА      
О братьях наших больших (часть V)
       
       Продолжаем рассказ о жирафе Самсоне, над которым редакция «Новой газеты» взяла шефство

       Словом, половине зоопарковых животных и не нужно больше территории. Когда в Германии отгрохали льву громадный загон с поляной, рощей и скалой, выяснилось, что толстый немецкий царь зверей и не думает посещать окраины царства. Не говоря уж про скалу. Не Вагнер, а бюргер вылез из глубины львиной натуры. Вылез и тут же тяжело рухнул на подстилку. Ибо не меч он принес, но мир. Жалея живота своего.
        Выражаясь по-человечески, льву для счастья хватало дивана, телевизора и резервной пачки «Явы». Прочие — все! — жизненные явления были для него, в сущности, несчастьем. В том числе и лишняя территория.
        И не это ли имел в виду другой могучий Лев — российский, Толстой в «Много ли человеку земли нужно?», где, как всегда гениально, предугадал будущий территориальный идеал до сантиметра, вычислил объем необходимого пространства — это как раз размер стандартного российского дивана.
        (Между нами говоря, нормальный отечественный мужчина даже на кухню в своей квартире, например, мог бы не заходить годами, если бы не горькая необходимость делать иногда себе бутерброд из-за лености слабой половины, которой хватает на все — мазать физиономию жирным или пестрым, стирать, мыть, бегать на какой-то там рынок, забивать гвозди и т.д., — только не на мужа.)
       
       
Тевтонского же льва в результате бросили в тесный каземат, где он, к общему удивлению, продолжал толстеть и морально процветать, даже довольный отсутствием вольного свежего воздуха (который в быту вообще-то называют сквозняком).
        А в загон поселили диких индийских собак, которых империалист Киплинг обозвал красными еще до 17-го года, отрезал им хвост, покусал пчелами и отдал в руки безжалостного Маугли. Эти тут же все обегали, все обгадили, все перекопали, и через неделю на этой густо загаженной территории начали размножаться с дикой интенсивностью — даже на львиной скале, собаки.
        (Жаль, к слову, что Самсон из своей вольеры не видит наших местных московских красных собак. Незабываемое и нескончаемое зрелище. Простоваты, но интенсивны. Эти маленькие голенастые шакалы сутками носятся по небольшому, а-ля горы, загону: вверх — вниз и наоборот. Даже когда едят — дрожат, жуют жадно, все время оглядываются, не в силах успокоиться. Кажется, что они постоянно голодны и несчастны, что их как-то особенно тотально обделила жизнь. Некоторые посетители зоопарка их жалеют. На самом же деле красная собака активна всегда, в любых условиях. Ни сна, ни отдыха собакиной душе. Сама себе придумала преступный режим и счастлива именно в его рамках. Так что все это не так страшно: представьте, к примеру, сильно увеличенный сперматозоид — только мохнатый и с зубами, — он ведь тоже будет все время куда-то бежать, размахивая хвостом, даже если только что плотно позавтракал. Это натура, а не программа.)
        И совсем уж заканчивая с проблемой территории. Если вы мысленно уменьшите себя до размера собственной кошки, то убедитесь, что это вы с семейством жметесь в двухкомнатной советской хрущевке, ваша же кошка живет под тридцатиметровыми потолками в залах размером со стадион.
        Плюс у нее есть гигантская кухня с раскаленным, брызжущим маслом четырехконфорочным вулканом, есть громадный балкон под самыми облаками, восхитительный туалет, похожий на готическую часовню с царственным унитазом типа кратер (до края которого если допрыгнуть, то увидишь космический вид внизу: из белой мраморной безжизненной долины бурный поток низвергается в страшную черную дыру). Стругацкие здесь точно не ночевали.
        А если один из слонов, с которым кошке приходится жить на одной территории, зазевается, можно выскочить на лестничную площадку и увидеть другой необъятный мир с лестницей в небо, и можно поваляться от избытка чувств возле угла, который так очаровательно описал соседский кот-брюнет. И т.д. — пока опомнившийся слон тебя за шкирку не транспортирует обратно во дворец. А ты висишь себе тряпочкой.
       ...Как ни откладывай, нужно закончить еще с одной темой, которую обойти представителю моего поколения просто невозможно, — про жирафа в историческом разрезе.
       Между прочим, если кто не знал: про животное в разрезе можно говорить и буквально. Голландцы лазером вдоль разрезают любую зверюшку, потом этот тончайший срез пакуют в целлофан. Вроде бы крыса в профиль — причем вся, с потрохами и хвостом, но прозрачная и выглядит по-голландски аккуратно. Во всяком случае смотрится приятнее, например — поимеем эстетическую смелость признать это — американского гамбургера в кетчупе, который в сущности-то похож на истекающую кровью лопнувшую жирную личинку (а по вкусу — на вареный картон).
       
       
Заодно уж о пользе прикладной биологии. В школьные годы у меня была такая крыса в разрезе. Я ее украл у маменьки-биолога и использовал как закладку в книжке. Это нравилось девушкам. Вовремя увидев срез крысы, девушка могла продемонстрировать запредельную женственность — пикантно взвизгнуть, грациозно выпорхнуть из-за парты, изобразить на личике ужас и даже немного заломить руки. Я только хочу сказать, что если бы ее, по совету Тургенева, по-настоящему испугать — ударить, например, в бок оглоблей, то она оставила бы свое рококо, заорала бы реалистическим басом и ломанулась бы в пространство, снося по дороге парты, учителей и двери. Нет?
        Но не это главное. Благодаря срезу крысы я понял ту биологическую схему, которую многие не понимают до старости — так называемую женскую логику. Дело в том, что в момент заламывания рук, то есть шока, неподражаемый ход девушкиных мыслей прямо-таки читался у нее на лице. Текст был таков: вот молодой человек, у него вместо закладки — крыса, ой! А я такая хорошенькая! ...Вот это и есть формула пресловутой женской логики. Можете сами убедиться в ее универсальности, глянув теперь, так сказать, подкованным глазом на любое женское действие, услышав подкованным ухом любую их речь (только вместо средней части «закладка — крыса» будет что-то другое, неважно). Даже главфеминистки Арбатова и Новодворская, или главкоммунистки Умалатова и Горячева говорят одно и то же, если вслушаться. Я вас предупредил, словом.
        Так вот. Роль жирафа в истории человечества. Она значительнее, чем может показаться. В Африке, откуда родом все мы, жирафа испокон веков варили, жарили, вялили, а из шкурки делали ведра и барабаны. Любовь к жирафу объединяла в ту эпоху всех нас — прашимпанзе, праславян, праевреев, прачеченцев и даже каких-нибудь отставших от стада, одичавших и занявшихся каннибализмом прамакашовых, — даже этих объединяла тогда с прачеловечеством любовь к жирафу.
        В позднюю эпоху медленной откочевки на север, когда мы уже сознательно стучали друг на друга в барабан, делились (или наоборот) последним бананом, прачеловечество искало объединяющую идею и нашло — жирафий хвост. Силу вождя племени определяли теперь именно по количеству жирафьих хвостов на щите и вплетенных в волосы (Ельцин бы носил штук 500. Был бы авторитет по хвостам. Весь был бы в жирафьих хвостах наш Ельцин).
       
       
Со временем, впрочем, иметь хвост и вовсе стало правом только богатых. Так объявили богатые. Но, надеюсь, смелые прадиссиденты тайно хранили заветные хвосты в тайниках, ночью доставали, внюхивались и вглядывались в дивные очертания. Передавали тайком друг другу. Защищали одно из важнейших прав прачеловека — право на хвост жирафа. Сидя вечерами у костров, пользуясь небольшим еще количеством звуков и праслов, остроумно высмеивали и подвергали сомнению качества хвостов вождей.
        Впрочем, праславяне-то к тому времени уже дотопали до мест, где не ступала нога жирафа. В одиночестве. Ибо давно уже прашимпанзе деградировали до шимпанзе (научный факт). Позади остались и праевреи: они отказались от дальнейших поисков земли обетованной, доверив это счастье праславянам, сами же неприхотливо остановились на берегу какого-то мелкого, в сущности «среди-земного» моря. Прачеченцы вдруг улезли в горы. А мы распевали на уже своем, чисто уже русском языке: «Реве и стогне Днипр широкий» — и приглядывались к местной бандитской группировке, возглавляемой каким-то, кажется, Юриком, в пособниках которого ходили братаны с дикими для цивилизованного уха именами типа Олег или Игорь; то ли дело родные благозвучные, вроде Щек, Хорив и Лыбедь (последняя — баба).
       
       
Остается только добавить, что на прародине россиян до сих пор для ряда племен жираф — воплощение Бога, кое-где, например в Чаде, силу вождя до сих пор определяют по количеству хвостов. Но в целом ситуация там демократизировалась, и теперь, к примеру, даже простой рядовой масай носит браслет из жирафьего хвоста, потому что любому болвану известно, что самое ценное у жирафа — хвост, так как он приносит счастье. Большое масайское счастье. Они таки его добились после миллионолетней борьбы за свои права.
       
       Игорь ДОМНИКОВ
       "Новая Газета" №40 (Д) 28.10.99

ПУБЛИКАЦИИ ИГОРЯ ДОМНИКОВА: 1998 1999 2000 2001
ОБ ИГОРЕ ДОМНИКОВЕ