ВБЕГАНИЕ ВО ВЛАСТЬ       
Больше года Липецкой областью правят коммунисты

       Год назад липчане без разумных оснований, а лишь по велению сердца прокатили на губернаторских выборах старого хозяйственника Наролина, который за пять кризисных российских лет без саморекламных воплей вывел область на второе место после Москвы по уровню жизни — по российским, конечно, понятиям: газифицировал область, держал дороги в порядке, платил зарплаты, пенсии... Вместо Наролина к власти пришел элитный состав коммунистов — как на подбор, как грибки от одного корня — штук двадцать бывших первых секретарей райкомов. Эти парни — сироты КПСС: десять лет назад история испортила их начинавшиеся биографии, их счастливую райкомовскую юность. И вот они вернулись во власть — лысоватый толстоватый красный молодняк. Это их реванш.
       ...Впрочем, я взял слишком высокую ноту. В том-то и тонкость, что липецкая команда смотрится не так уж и плохо на фоне многих других — не проворовались всерьез, не влезли в совсем уж уголовные авантюры, не наделали смертельных экономических ошибок... Позывы есть, освоение власти идет, но пока в рамках приличий. И в сущности плевать, что они — бывшая коммунистическая гвардия, мы достаточно видели уже и проворовавшихся или вовсе никуда не годных «демократов». Но любопытно рассмотреть тенденции. Потому что, быть может, это взгляд в российское будущее.
       Пока же экономический итог — прошел год, и область уже можно вычеркнуть из списка одиннадцати недотационных регионов России. Наролинцы уверенно утверждают, что при старом губернаторе не было бы такого спада. Это похоже на правду, но проверить этого, увы, нельзя.
       Заодно уж: отчего Липецкая область входит в «красный пояс»? Да оттого, что почти треть населения — пенсионеры. Чего ж мы хотели? Порывы Ельцина уволить прежнего губернатора Наролина из-за того, что население голосовало за Зюганова, основывались на непонимании проблемы. Пожалуй, как раз сейчас, после того, как напрямую поруководят здесь коммунисты, Липецк чуть поправеет и «побелеет».

       
     
  Итак, год назад липчане выбрали губернатором председателя облсовета Олега Королева, поддержанного приехавшим Зюгановым. Наролин же пролетел из-за своей излишней разумности. Он толком и не готовился к выборам, будучи уверен, что соперников при его-то достижениях у него быть не может. Тем более успокоился, когда прочитал пятьдесят обещаний Королева народу — удвоить зарплату, снизить цены на «коммуналку», повысить, обеспечить, дать... — ребенку ясно, что это типичная предвыборная безответственная болтология. Ну а после теледебатов, где Наролин выглядел могучим и компетентным, а Королев — напротив, казалось, дело и вовсе сделано. Наролин наивно думал, что избиратели как минимум зададут себе вопрос (Королев входил в число лично приближенных к губернатору, пьющих с ним водку на охоте): чего же раньше не критиковал, не обеспечивал? Отчего столь политиканское, а не мужское отношение к жизни?
       Но слишком разумный Наролин ошибся, недооценив национальный избирательный идиотизм: мало что мы почти поголовно чудовищно некомпетентны в вопросах управления и экономики, так еще имеем смелость уверенно голосовать за то, в чем ни-че-го не смыслим. Вот и липчане проголосовали сердцем, а не головой или хотя бы желудком. А именно на липецкие сердца и работала команда Королева.
       ...Забавно, что только на выборах королевцы единственный раз и сработали по-наролински — крупно, выпукло, уверенно: делать — так уж делать (в королёвском варианте — обещать, так обещать). Наролина в сущности отвергли за то, что он был хозяин (чувствуя, что он один из немногих толковых губернаторов в стране, он вел себя последние годы вполне феодально — мог по полгода кого-то не принимать, окружил себя могучими экономистами вроде своего первого зама Бородина, крепко взял под себя бензоколонки и т. д. Во всем этом был большой стиль, т. е. и предсказуемость, и надежность. Если «Липецкгазстрой» ворочал глобальный проект поголовной газификации области, то будьте уверены — сын Наролина там был замом гендиректора. Если уж великолепный специалист, старейший строитель дорог руководил богатейшим «Автодором», то он после выборов застрелился. Если уж наролинский человек попал в Совет Федерации, то он стал замом Строева, не меньше).
       А после ухода Наролина, которому удавалось и общественные дела делать, и себя не забывать (все в рамках закона), в здании обладминистрации открылась мелочная лавочка, и проиграли в результате все — и номенклатура, и простые липчане (кроме новой руководящей команды).
       
      
 Показательно: первым замом Королева стал не традиционный экономист, а руководитель по кадровым вопросам Горлов — человек с чисто советским карьерным зигзагом: филолог, ставший позже партсекретарем (как если б Гете стал зубным техником). Непонятно, какими кадрами в условиях поголовного акционирования будет он руководить, но, видимо, сильна внутрипартийная память об ордене меченосцев и о «кадры решают все». Филологический же, то есть жидко-интеллигентский, заквас сказался в том, что никогда не было еще такого раздора среди правящей элиты области. После выборов публично Королев объявил всеобщую амнистию проигравшим, но чистка началась, когда еще не засохла груда цветов в предбаннике у нового губернатора. Это был шок: липецкие чиновники и начальники мирно сосуществовали прежде при любых раскладах и на выборы шли как обычно — без боевого раскраса, без воинственных кличей, не таясь (директора крупнейших предприятий, например, шли доверенными лицами к Наролину, а их первые замы — к Королеву). Да и какая война, если Королев считался пять лет «человеком Наролина» и благодаря последнему сделал карьеру и в Москве.
       ...Один только пример, как можно довести своего брата чиновника до состояния классовой ненависти. Незадолго до выборов назначили нового начальника управления культуры, и тот по правилам джентльменской этики заявил себя сторонником Наролина. Королев только и сказал ему при встрече: «Ты неправильно себя ведешь». А сразу после выборов, сообщив, что «работать вместе мы не сможем», отправил к Горлову, между прочим, давнишнему приятелю нашего начуправления — несколько лет работали вместе в обкоме. Экс-приятель сухо сказал, что не даст выходного пособия. Велел ждать. Наш управленец ждал месяца четыре. Уже подыскал себе работу где-то у энергетиков. Тут ему сообщили, что заплатят, но как консультанту, а не как начуправления, «но чтоб только тебя с Наролиным вместе не видели!». А тут случились похороны, и на них пришел, черт его побери, Наролин. А утром нашего управленца вызвал Горлов и сообщил, что позвонил куда надо и работы у энергетиков нашему управленцу не будет.
       И, конечно, вот она — подзабытая дешевая партийная показуха вроде конкурсов на замещение должностей. Странно в маленьком Липецке выбирать руководителей (это как в семье выбирать, кто будет бабушкой, а кто собакой Жучкой). Липчане не знают, где, как, когда и между кем проходят эти конкурсы, но для отчета очень годится. К примеру, нужен начальник управления хлебопродуктов. И вот таковой, победив в где-то проведенном конкурсе, въезжает с семьей в новую светлую липецкую квартиру. Горлов объявляет, что товарищ вытянул отсталое хозяйство и человек выдающийся. Позже выясняется, что его просто не переизбрали на второй срок в его районе и что не могут там теперь отыскать некоторые суммы и предметы. Надо ли пояснять, что к хлебопродуктам товарищ отношение имел исключительно как потребитель, но когда-то был — разумеется — первым секретарем райкома.
       
      
 Поразил мое воображение главный королёвский идеолог — зам по связям с общественностью Дюкарев. Особенно тем, что его могучие предвыборные речи не лишили Королева победы. Сейчас сами поймете. Цитата: «В Липецкой области создается прецедент надпартийной надполитической консолидации общества, неведомый прежде в стране и в мире... это можно рассматривать как предпосылку идеологии ХХI века»... Во как! Липецк ведь тихий культурный город. И вдруг такая варварская мощь, такие эпохальные идеи вроде христианства или аэробики. А речь-то идет всего лишь о том, что 46 липецких партий и движений — от коммунистов до фашистов — поддержали на выборах Королева. (Цифра 46 впечатляет, если не знать, что один, например, липчанин возглавляет четыре партии, другой состоит в шестнадцати, третий — сам себе и председатель, и член, и секретарша... Провинциальные российские партии и вообще-то — позорище и блеф.)
       Впечатление, к слову, что Дюкарев — это и есть липецкая пресса. Учитывая, что он председатель местного союза журналистов, и что какой-нибудь редактор может подписать номер, уехать домой, а утром увидеть совсем другую газету («Приехал Дюкарев и велел поставить другой материал»), — так оно и есть. И куда деваться: когда у бюджетников как раз начались серьезные задержки с зарплатами, прессе — не всей, понятно, — даже подняли в 2,5. Да еще наряду с управлением печати неуемный Дюкарев создал и пресс-центр, и еще что-то там, огораживая администрацию все более крепкими информационными стенами... И — скажу-ка я это прямым текстом — какой же бред частенько несет главный королёвский идеолог. Один только показательный пример. В Липецке кончились яйца, и «информационно-аналитический центр» на компьютерах, «применяя сотни показателей», «на прочной научной базе» рассчитал, сделал глобальные выводы и прогнозы, и «мы попросили, чтобы торговцы не отпускали в руки больше одной-двух «клеток». (Особо умиляет эта итоговая высшая математика — «одной-двух».)
       
      
 Третья важнейшая фигура среди королевцев — Доровской, зам по экономике. Здесь обойдусь без анекдотов и цитат. Здесь не смешно. О липецкой экономике я недавно писал. Скажем так — там сейчас плохо. Даже без компьютера ясно. Особенно начиная с 17 августа, когда липчане смели с прилавков все и вели жизнь без продуктов (администрация области только через две недели напомнила о своем существовании. Самые трудные дни народ пережил без руководящих указаний и советов. Странно, правда?). Тогда-то вдруг выяснилось, что управление продресурсов, организованное когда-то Наролиным именно чтоб создавать резерв примерно на 1 млрд, новой администрацией не было задействовано. То есть резерва на предмет поесть в самой «пищевой» области страны не было.
       Все привычно чисто по-коммунистически покрывалось красивой идеей. К примеру, внешне разумной идеей равенства. «Не должно быть любимчиков!» — написал Королев. И разрушили устоявшийся мощный «Автодор», не создав ничего взамен. (Смешно сказать, но при Королеве количество дорожно-транспортных происшествий сократилось. А почему? Потому, поясняют гаишники, что за год дороги были разбиты напрочь и народ стал ездить тише.) С коммунистической прямотой и без всякой надобности разорили управление, занимавшееся газификацией области (где работал сын прежнего губернатора)... Да что говорить, не дали своим же — коммунистам — за их же счет поставить памятник основателю области — считается, потому, что эту идею поддерживал Наролин.
       ...Впрочем, крутятся и королевцы — деваться некуда. Не до стратегии, конечно, дай Бог справиться с тактикой: детские пособия отдать товарами местного производства и т. д. Но нарастает количество дыр в оставленном экономическом наследстве.
       Доровской, если не ошибаюсь, из стратегических все же решил одну задачу, хотя это дело и отдает личным интересом. Сам он когда-то не совсем удачно поработал в банке (к слову, о финансировании предвыборной кампании Королева). Ему захотелось повторить опыт. Городские депутаты внесли 25% в уставный фонд, и «область» — тоже 25. Затем Доровской основал банк, взяв за базу почему-то самый слабый, не имеющий ни одного филиала по области. Потом за спиной «города» через подставное лицо купил еще 20% акций. Затем тихо забрал свои же 25% и сам же в себя их вложил, но уже под проценты. Схема жульничества известная, выдуманная, к слову, не коммунистами. Но, как говорится, учиться, учиться... Сейчас, правда, город собирается забрать свои деньги, и как бы эта дыра не оказалась смертельной (для мелких вкладчиков, понятно).
       
       
Кстати, об особой чистоте коммунистических нравов. Я, сознаться, не рылся специально и привожу факты, лежащие совсем на поверхности.
       Распоряжение Горлова: задолженнику перед областью «Липецкцементу» разрешено частично погасить долг — на 600 тыс. руб. — цементом. Но долг гасится через ЗАО «СЭВ», которое отдает администрации области четыре «Волги». Учитывая тогдашние цены, каждая «Волга» обошлась области в 150 тыс., когда ей красная цена была 40 (с наворотами — 70).
       Гучек, замглавы администрации (он, к слову, сильно разболелся накануне выборов и болел до победы Королева): одна совмещенная квартира (104 кв. м) оформлена на тестя, другая (тоже совмещенная) — на мужа дочери. Еще одна — на дочь. Сам проживает в пятикомнатной (160 кв. м) плюс коттедж (200 кв. м).
       Основатель идеологии ХХI века Дюкарев обменял две квартиры на одну четырехкомнатную в центре, а ремонт произвел за счет средств областного бюджета.
       Квартиры замов Доровского и Тагинцева отремонтированы тоже из казенного кошелька.
       Вот еще. Заявления на Путина, Степашина и Скуратова о гибели двух липчанок, сбитых машиной, после чего водитель скрылся с места преступления. Дело, впрочем, еще расследуется, не называю фамилии, хотя в коридорах липецкой власти ее все называют, причем никто не сомневается, что дело замнут.
       На аукционе продан «областной» «Мерседес-Бенц-320» за 40 тыс. долл. местному бизнесмену Сидорову. Долго стоял в тайном месте. Наконец на нем стал ездить сын управделами администрации.
       ...Скучно мне про все это писать почему-то. У меня вон сетку с картошкой у метро позавчера сперли. Я даже знаю, кто. Мужик такой подержанный — он у забора стоял, а я иду и... Отвлекся, извините.
       
     
  К слову, и сам Королев не так простодушен, как кажется. Во всяком случае и некоторые его публичные речи свидетельствуют либо о болезненной экономической невинности, либо о хитрости, недостойной руководителя «народной администрации». Чего стоят жалобы, что пенсии он не платит, потому что из центра деньги не поступают. Но из республиканского Пенсионного фонда область всегда и получала только 15% от общей суммы, как и сейчас. И никогда эти деньги вовремя не приходили. Или его хитроумные профилактические постанывания а ля Илюхин вроде «я уже знаю, какие подключены средства массовой информации, чтобы начать шельмовать меня». Знаешь — скажи. Мне вот интересно — «Новая газета» в списке значилась? Или это сюрприз?
       Бог с ним, с Королевым. Я, собственно, хотел только сказать, что нам всем — не только липчанам — пора перестать «голосовать сердцем».
       
       Игорь ДОМНИКОВ
       "Новая Газета" №17 17.05.99

ПУБЛИКАЦИИ ИГОРЯ ДОМНИКОВА: 1998 1999 2000 2001
ОБ ИГОРЕ ДОМНИКОВЕ