А ВВОЗ И НЫНЕ
ТАМ...
Таможня живет хорошо, поэтому и мы еще живы
ЗАГАДКА
№ 1
В Германии
оптовая отпускная цена на тормозные колодки — 200 марок. В московском
автомагазине они стоят 215. Но этого не может быть: они должны
стоить минимум 357 марок (таможенный платеж, пошлина, НДС, страховка,
розничная наценка и т. д.). Этот московский автомагазин, раз уж
зашла речь, довольно-таки волшебная лавочка: воздушный фильтр,
стоящий в Германии 30 DM, здесь лежит за 36, а должен — обязан!
— стоить как минимум 54. Шаровая опора должна стоить 620, стоит
389...
Но вот мы выходим из
автомагазина и подходим к любому продуктовому киоску, заходим
в любой магазин электротоваров, мебельный и т. д. — всюду мы видим
импорт, и всюду — да! — он стоит несоразмерно мало, хоть вы и
ворчите по поводу дороговизны.
Что такое? В теории
— так мы и вообще-то слишком бедны для любого приличного массового
импорта, кроме бананов. Особенно после 17 августа. Но наша страна,
наша практическая экономика со странным постоянством напоминает
нищего, обнаруживающего то в одном своем старом пиджаке, то в
другом забытую тысячу баксов.
В данном случае ответ
прост, как милицейская фуражка: примерно 35% импорта в стране
— чистейшая контрабанда. Еще половина — тоже контрабанда, но частично
все же оплаченная (примерно 90% импорта из дальнего зарубежья
«декларируется с искажением номенклатуры»).
И, к слову, объем контрабанды
после августа, даже по официальным данным, вырос на 80%. Так что
в известном смысле мы, простые обыватели, живем все лучше и лучше.
ЗАГАДКА № 2
Что
же в данном случае спасает нас от государства? Ведь, казалось
бы, «силовикам» не так уж и трудно пощупать и понюхать на границе
хотя бы каждый второй ящик, чтобы в результате все стоило в магазинах
в полтора-два раза дороже, но зато госбюджет толстел бы не по
дням, а по часам (первое время).
Ответ: нас спасают профессиональные
качества российского чиновничества — туповатость и полная безответственность.
Последний роскошный образец — февральское распоряжение ГТК (Государственного
таможенного комитета) «О таможенном контроле и оформлении отдельных
видов товаров...». В нем велено ввозимые товары осматривать как
положено. То есть если кто-то везет больше 50 кг, то завозить
это на склад при таможне, взвешивать и полностью, как положено,
с рентгеновскими штучками осматривать помешочно и поящично. Если
нет такого склада — оборудовать. Так просто.
Одно «но». Только на
строительство соответствующих складских помещений при таможнях
требуется — вдохнем воздуха —
$ 36 млрд. Это не считая
мелочей вроде необходимости вчетверо увеличить штат таможенников,
закупить те же интроскопы
($ 300 млн) и прочее.
Строго говоря, чтобы выполнить хотя бы на четверть это распоряжение,
необходимо ввести в ГТК все правительство вместе с премьер-министром
и отказаться от побочных задач вроде выполнения бюджета страны.
ЗАГАДКА № 3
Впрочем,
правовое управление это распоряжение отменило. Следовательно,
разумные государственные люди еще есть. Следовательно, государство
в конце концов начнет брать свое и импорт взлетит-таки в цене.
Вопрос: как скоро?
Ответ: только когда
выстроится вся экономическая (и юридическая, и психологическая...)
система государства. То есть нескоро. А до тех пор всякое телодвижение
высших таможенных органов будет вызывать совершенно противоположный
результат. Даже, казалось бы, разумные действия. В июне прошлого
года решили пугнуть тех, кто занижал усредненную величину таможенных
платежей. Ввели в аэропортах обязательный осмотр всего груза,
если «усредненка» меньше $ 2 за кг. И что? Да то, что все «занижатели»
немедленно перешли на авто- и ж/д транспорт. Их понять можно:
зачем платить много, если можно платить меньше. Но забавно другое:
в сущности это распоряжение вынудило даже кристально чистых бизнесменов
выбрать другой транспорт, ведь было сведено к нулю единственное
преимущество самолета — скорость (серьезный шмон груза — это сутки-двое).
И результат телодвижения: только за два месяца потеряно для бюджета
$ 40 млн (это без учета того, что с самолетных перевозок еще ведь
и налоги шли, тогда как крупнейшие автоперевозчики импорта — «нерезиденты»
и не платят налога с деятельности в российский бюджет). Падение
объема импорта через аэропорты продолжалось полгода, хотя таможенные
командиры быстро отменили собственное решение. И сегодня воздушные
перевозки импорта — всего-то 0,2% от общего объема.
Эту историю можно заносить
в учебники экономики — настолько хорошо она демонстрирует главную
особенность неотстроенного государства: торжество частного здравого
смысла над общественным. Другими словами, сеть еще не сплетена,
рыбка в поисках, где глубже, имеет полную свободу маневра; ее
задача лишь обходить стороной крючки, поблескивающие в воде (без
червячков на них, заметьте).
Практикум молодого
контрабандиста
Просто
из добросовестности опишу некоторые азы контрабандного дела в
России.
1.
Самый идеальный и распространенный вариант — заиметь своего личного
таможенника, одного из 56 тыс. в этой стране (впрочем, лишь пятая
из них реально участвует в осмотрах, остальные — командиры и писари).
Искать лучше через знакомых таможенных брокеров, но можно и самому:
в конце концов опасность нарваться на честного и принципиального
невелика. Дальше уже он сам введет вас в курс, как не платить
положенную треть (в среднем — треть) от стоимости вашего товара
при въезде в страну.
Но, предположим, вы
— честный контрабандист и не желаете иметь личного взяточных дел
мастера. Идем тогда дальше.
Забудьте про авиаперевозки.
Это по меркам Запада дорогая продукция перевозится самолетами.
У нас — совсем напротив. Везти в России электронику самолетом
— это нонсенс, причуда богача. Потому что выбор аэропортов никакой
— в сущности 12 штук; таможенники там хорошо оснащены технически,
имеют свою постоянную клиентуру и жесткий план по «конфискатам»
— неприятности очень вероятны. Даже оленем лучше, чем самолетом.
Нужно исходить из реальности:
в страну ведь можно ввезти товар через 325 таможенных пунктов,
из них 43% и 16% — соответственно автомобильные и железнодорожные.
И оформить его на более чем 2000 СВХ. Вот здесь и есть ваш дом.
2.
Представим конкретно: вы везете что-то из Латвии. Таможенный переход
Бурачки. Три человека ведут досмотр машин, которых за сутки проходит
в среднем 50. Внешне все выглядит страшно: всегда какой-нибудь
грузовичок торчит на штрафной стоянке, есть склад, куда выгружают
товары для всестороннего осмотра, у таможенников серьезные лица.
Но, по утверждению знатоков, не нужно пугаться: серьезно осматривается
лишь каждая десятая машина. Да и что такое «серьезно», если на
каждого досмотрщика приходится в сутки по 300 тонн груза, расфасованного,
между прочим, в коробки: от 30 до 300 тыс. коробок, мешочков,
пакетиков с ленточкой... Да еще представьте гудящую очередь машин
и вспомните, что таможенник при нервной работе получает полторы
тыс. руб. зарплаты, а одно только оформление документов на машину
без досмотра — это три часа. Ясно, какие перспективы открываются
перед вами. Если вы и попадетесь — так на очень неправильном оформлении
товаросопроводительных документов...
Впрочем, не нужна вам
вся эта высшая математика; просто спросите у ребят в очереди:
«Кто и сколько?». Вам тут же это объяснят: $ 500 — за большегрузную
машину и 200 — за обычную. Лучше к усатому. Но можно и к лысому...
Да, в общем, к любому. После чего проезд через границу России
сведется к процедуре, как в метро: подошел, сунул, протиснулся,
поехал.
Вы не менее спокойно
провезете свою контрабанду и из Польши, скажем, через пункт Багратионовск.
Или из Финляндии через Брусничную или Торфяновку. Приятно ехать
с контрабандой и из Казахстана через какой-нибудь «пост Малый
Арал»; между прочим, если у вас чеченские номера — вашу машину
вообще не будут досматривать.
Но особо рекомендуется
украинская граница, к примеру, пункт Нехотеевка-Гоптовка. Здесь
часто вообще машины не останавливают (к слову, если бы «нехотеевские»
грузы перевозились самолетами, то ежесуточно государство имело
бы как минимум по $ 80 тыс.). Хуже таможня Центральная — там ребята
лезут к вам в кузов и несколько тревожных для вас минут глазеют
на ваши коробки и даже трогают их пальцами. Но рентгена у них
нет, желания рыться — тоже, и опасность вам угрожает, только если
вы едете в первый раз или прежде зарекомендовали себя неразумным
человеком — кому-то чего-то недоплатили, например.
3.
На железной дороге все еще проще. При всем желании невозможно
осмотреть состав из 50 вагонов, набитых вперемешку контейнерами
с импортом и своими российскими грузами. Так что и желания такого
не замечается. Именно поэтому по ж/д и ввозится 57% импорта (если
по весу). При этом есть широкие возможности «терять» по дороге
часть заявленных на таможне грузов и т. д.
Берем для примера теоретически
идеальное государственное место — Москва-товарная-Киевская. Она
внесена в список пунктов, имеющих даже право обрабатывать акцизные
товары, подлежащие маркировке. Что мы видим? Склада нет, рентгеновского
оборудования нет, осмотра практически нет. Подал документы, оформил,
поехал дальше. Что уж говорить о неидеальных — всех этих одинцовских,
щелковских, калининградских, санкт-петербургских...
4. Но,
конечно, не все так просто, это ведь только промежуточный этап
— перевезти контрабанду через границу. А у лошади один конец кусается,
а другой лягается: во-первых, иностранные предприятия и таможни
желают оформлять все по своим законам, и $ 500 здесь проблему
не решат — это вам не отечество. Во-вторых, продавцы в самой России
желают получать товар с чистыми документами.
На это есть свои отработанные
методы, которые тоже нужно знать начинающему.
«ПЕРЕАДРЕСОВКА».
Товары закупаются, к примеру, в Бельгии, но документы оформляются
на вывоз не в Россию, а в буферное государство — в Прибалтику,
Украину, Казахстан, Финляндию. Там — свои, там все переоформляется
уже как надо, то есть в виде липы. Один вариант: вам переоформляют
за $ 200 ваш же товар, но занижают вес и количество. Другой вариант:
вы, к примеру, привозите партию «Sony» на Украину, здесь за $
300 получаете сертификат происхождения, то есть справку, что это
у вас не «Sony», а местный магнитофон «Днiпр», и ввозите в Россию
по правилам СНГ, уплачивая всего-то меньше процента таможенной
стоимости. (Пограничные таможни должны передавать друг другу информацию
о каждой партии товаров. Они так и делают. Но если вы правильно
себя поведете, данные перешлют уже после того, как вы въехали
в Россию.) В результате «переадресовки» вы заплатите даже за дорогущую
электронику не более трех центов с кг.
«СЛИВ».
Ваш паренек регистрируется, к примеру, в Узбекистане как юридическое
лицо. Вы везете к нему «Sony» из Бельгии через Москву. Транзитом.
Но из Москвы на самом деле вы не выезжаете, а, постояв несколько
суток в гараже и убедившись, что слежки нет, сгружаете все в местный
магазин. Но документы на товар действительно едут на границу,
где на них ставят отметки о пересечении оной. После чего ваш паренек
прикрывает свою узбекскую фирму. (Здесь главное — не спешить и
отстояться как следует: в 98-м году из-за суетливости хозяев в
Бирюлеве таможенники и омоновцы накрыли партию бытовой техники
на четверть млн баксов.)
«ОТКАЗ». Вы
ввозите товар в Россию на консигнацию, т.е. без конкретного получателя.
Сгружаете все на таможенный склад, сами уезжаете и живете полной
личной жизнью, не вспоминая о товаре. Через неделю приезжаете
на склад, письменно заявляете, что не можете продать товар в России,
загружаете обратно в машину, но везете не обратно за границу,
а куда следует — от Москвы до самых до окраин. Только, как в предыдущем
случае, ставите на документах отметку, что товар вывезен из России.
Это стоит недорого.
5.
Молодой контрабандист должен ясно осознавать принципиальную вещь:
аб-со-лют-но не важно, если государство или таможенники начнут
вдруг увеличивать суммы пошлин. Вы заплатите, сколько сами захотите...
Не утонуть бы
нам в море денег
Здесь
прервусь, потому что сообразил, что написал глупость в начале
материала. При всей сырости системы, при всей сложности и почти
невозможности этого все равно ее нужно отстраивать, не дожидаясь,
когда вся экономика России выстроится в некоем гармоническом порядке.
Потому как таможеное дело — тоже часть экономики. И какая!
Терминал «Геопорт» в
Новороссийском порту. Примерно 150 турецких машин прибывают сюда
ежедневно на морском пароме. Только на этом терминале бюджет страны
ежедневно (!) теряет как минимум по $ 600 тыс. из-за «ножниц»:
пошлина меньше на полдоллара, чем при пользовании авиацией. (При
этом турок вовсе не досматривают, то есть они оплачивают то, о
чем сами заявили в декларациях. Как в анекдоте: «... верят на
слово. Тут ко мне карта и поперла». К тому же они не платят налогов
с деятельности в российский бюджет, а только в свой турецкий.)
Еще. За первый квартал
98-го, только по официальным данным, только из-за заниженной объявленной
стоимости, только на двух пунктах, Выборгском и Кингисеппском,
потеря госбюджета — $ 35 млн.
Еще. Только по официальным
данным, четверть импортного чая — чистая контрабанда; при этом
после повышения пошлины на 10% доля импорта за год выросла (!)
на 5% — факт почти невероятный по мировым стандартам.
И т. д. И т. п.
А вот какие глобальные
выводы (убираю цифры, касающиеся наведения порядка в декларировании,
борьбы со взятками на таможнях и т. д. — всего, что строится по
принципу «если б бабушка была дедушкой». Берем только реалии.
Кстати, напомню, что нынешний народный праздник — кредит МВФ —
4 с небольшим млрд долларов).
Если всего лишь перенаправить
на авиацию 13% импорта с железных дорог, то дополнительная сумма
таможенных платежей составит $ 10 млрд.
Если перенаправить на
авиацию 2% импорта с автомобилей — еще $ 1 млрд.
Если жестко в течение
года отслеживать недоставки по ТНП (а они составляют 35%) — в
бюджет поступит $ 4,3 млрд.
Если сократить количество
пунктов пропуска, упростить декларирование, обязать таможенных
брокеров в качестве гарантии добропорядочности вносить по $ 5
млн, уравнять пошлины на авиа- и прочем транспорте, отказаться
от самоизоляции таможенников при нормотворчестве... Это все —
реально. Равно как — это смешно, но актуально — хорошо бы оповещать
торговлю и транспортников об изменениях в таможенных правилах
и ценах хотя бы за полтора месяца, чтобы ребята успели выполнить
уже заключенные договоры. И чтобы революции высшие таможенники
совершали не чаще одного раза в два месяца и не больше, чем на
10% чего бы то ни было за один раз...
Словом, моя задача,
констатировав печальное положение таможенных дел, сообщить вам
как минимум одну хорошую новость — есть еще у нас реальные возможности
вылезти из экономической ямы. Такое вот странное утверждение.
Игорь ДОМНИКОВ
"Новая
Газета" №13 12.04.99
|