А ВВОЗ И НЫНЕ ТАМ...       
Таможня живет хорошо, поэтому и мы еще живы

       ЗАГАДКА № 1
       В Германии оптовая отпускная цена на тормозные колодки — 200 марок. В московском автомагазине они стоят 215. Но этого не может быть: они должны стоить минимум 357 марок (таможенный платеж, пошлина, НДС, страховка, розничная наценка и т. д.). Этот московский автомагазин, раз уж зашла речь, довольно-таки волшебная лавочка: воздушный фильтр, стоящий в Германии 30 DM, здесь лежит за 36, а должен — обязан! — стоить как минимум 54. Шаровая опора должна стоить 620, стоит 389...
       Но вот мы выходим из автомагазина и подходим к любому продуктовому киоску, заходим в любой магазин электротоваров, мебельный и т. д. — всюду мы видим импорт, и всюду — да! — он стоит несоразмерно мало, хоть вы и ворчите по поводу дороговизны.
       Что такое? В теории — так мы и вообще-то слишком бедны для любого приличного массового импорта, кроме бананов. Особенно после 17 августа. Но наша страна, наша практическая экономика со странным постоянством напоминает нищего, обнаруживающего то в одном своем старом пиджаке, то в другом забытую тысячу баксов.
       В данном случае ответ прост, как милицейская фуражка: примерно 35% импорта в стране — чистейшая контрабанда. Еще половина — тоже контрабанда, но частично все же оплаченная (примерно 90% импорта из дальнего зарубежья «декларируется с искажением номенклатуры»).
       И, к слову, объем контрабанды после августа, даже по официальным данным, вырос на 80%. Так что в известном смысле мы, простые обыватели, живем все лучше и лучше.
       
       ЗАГАДКА № 2
       Что же в данном случае спасает нас от государства? Ведь, казалось бы, «силовикам» не так уж и трудно пощупать и понюхать на границе хотя бы каждый второй ящик, чтобы в результате все стоило в магазинах в полтора-два раза дороже, но зато госбюджет толстел бы не по дням, а по часам (первое время).
       Ответ: нас спасают профессиональные качества российского чиновничества — туповатость и полная безответственность. Последний роскошный образец — февральское распоряжение ГТК (Государственного таможенного комитета) «О таможенном контроле и оформлении отдельных видов товаров...». В нем велено ввозимые товары осматривать как положено. То есть если кто-то везет больше 50 кг, то завозить это на склад при таможне, взвешивать и полностью, как положено, с рентгеновскими штучками осматривать помешочно и поящично. Если нет такого склада — оборудовать. Так просто.
       Одно «но». Только на строительство соответствующих складских помещений при таможнях требуется — вдохнем воздуха —
       $ 36 млрд. Это не считая мелочей вроде необходимости вчетверо увеличить штат таможенников, закупить те же интроскопы
       ($ 300 млн) и прочее. Строго говоря, чтобы выполнить хотя бы на четверть это распоряжение, необходимо ввести в ГТК все правительство вместе с премьер-министром и отказаться от побочных задач вроде выполнения бюджета страны.
       
       ЗАГАДКА № 3
       Впрочем, правовое управление это распоряжение отменило. Следовательно, разумные государственные люди еще есть. Следовательно, государство в конце концов начнет брать свое и импорт взлетит-таки в цене. Вопрос: как скоро?
       Ответ: только когда выстроится вся экономическая (и юридическая, и психологическая...) система государства. То есть нескоро. А до тех пор всякое телодвижение высших таможенных органов будет вызывать совершенно противоположный результат. Даже, казалось бы, разумные действия. В июне прошлого года решили пугнуть тех, кто занижал усредненную величину таможенных платежей. Ввели в аэропортах обязательный осмотр всего груза, если «усредненка» меньше $ 2 за кг. И что? Да то, что все «занижатели» немедленно перешли на авто- и ж/д транспорт. Их понять можно: зачем платить много, если можно платить меньше. Но забавно другое: в сущности это распоряжение вынудило даже кристально чистых бизнесменов выбрать другой транспорт, ведь было сведено к нулю единственное преимущество самолета — скорость (серьезный шмон груза — это сутки-двое). И результат телодвижения: только за два месяца потеряно для бюджета $ 40 млн (это без учета того, что с самолетных перевозок еще ведь и налоги шли, тогда как крупнейшие автоперевозчики импорта — «нерезиденты» и не платят налога с деятельности в российский бюджет). Падение объема импорта через аэропорты продолжалось полгода, хотя таможенные командиры быстро отменили собственное решение. И сегодня воздушные перевозки импорта — всего-то 0,2% от общего объема.
       Эту историю можно заносить в учебники экономики — настолько хорошо она демонстрирует главную особенность неотстроенного государства: торжество частного здравого смысла над общественным. Другими словами, сеть еще не сплетена, рыбка в поисках, где глубже, имеет полную свободу маневра; ее задача лишь обходить стороной крючки, поблескивающие в воде (без червячков на них, заметьте).
       
       Практикум молодого контрабандиста
       Просто из добросовестности опишу некоторые азы контрабандного дела в России.
       1. Самый идеальный и распространенный вариант — заиметь своего личного таможенника, одного из 56 тыс. в этой стране (впрочем, лишь пятая из них реально участвует в осмотрах, остальные — командиры и писари). Искать лучше через знакомых таможенных брокеров, но можно и самому: в конце концов опасность нарваться на честного и принципиального невелика. Дальше уже он сам введет вас в курс, как не платить положенную треть (в среднем — треть) от стоимости вашего товара при въезде в страну.
       Но, предположим, вы — честный контрабандист и не желаете иметь личного взяточных дел мастера. Идем тогда дальше.
       Забудьте про авиаперевозки. Это по меркам Запада дорогая продукция перевозится самолетами. У нас — совсем напротив. Везти в России электронику самолетом — это нонсенс, причуда богача. Потому что выбор аэропортов никакой — в сущности 12 штук; таможенники там хорошо оснащены технически, имеют свою постоянную клиентуру и жесткий план по «конфискатам» — неприятности очень вероятны. Даже оленем лучше, чем самолетом.
       Нужно исходить из реальности: в страну ведь можно ввезти товар через 325 таможенных пунктов, из них 43% и 16% — соответственно автомобильные и железнодорожные. И оформить его на более чем 2000 СВХ. Вот здесь и есть ваш дом.
       2. Представим конкретно: вы везете что-то из Латвии. Таможенный переход Бурачки. Три человека ведут досмотр машин, которых за сутки проходит в среднем 50. Внешне все выглядит страшно: всегда какой-нибудь грузовичок торчит на штрафной стоянке, есть склад, куда выгружают товары для всестороннего осмотра, у таможенников серьезные лица. Но, по утверждению знатоков, не нужно пугаться: серьезно осматривается лишь каждая десятая машина. Да и что такое «серьезно», если на каждого досмотрщика приходится в сутки по 300 тонн груза, расфасованного, между прочим, в коробки: от 30 до 300 тыс. коробок, мешочков, пакетиков с ленточкой... Да еще представьте гудящую очередь машин и вспомните, что таможенник при нервной работе получает полторы тыс. руб. зарплаты, а одно только оформление документов на машину без досмотра — это три часа. Ясно, какие перспективы открываются перед вами. Если вы и попадетесь — так на очень неправильном оформлении товаросопроводительных документов...
       Впрочем, не нужна вам вся эта высшая математика; просто спросите у ребят в очереди: «Кто и сколько?». Вам тут же это объяснят: $ 500 — за большегрузную машину и 200 — за обычную. Лучше к усатому. Но можно и к лысому... Да, в общем, к любому. После чего проезд через границу России сведется к процедуре, как в метро: подошел, сунул, протиснулся, поехал.
       Вы не менее спокойно провезете свою контрабанду и из Польши, скажем, через пункт Багратионовск. Или из Финляндии через Брусничную или Торфяновку. Приятно ехать с контрабандой и из Казахстана через какой-нибудь «пост Малый Арал»; между прочим, если у вас чеченские номера — вашу машину вообще не будут досматривать.
       Но особо рекомендуется украинская граница, к примеру, пункт Нехотеевка-Гоптовка. Здесь часто вообще машины не останавливают (к слову, если бы «нехотеевские» грузы перевозились самолетами, то ежесуточно государство имело бы как минимум по $ 80 тыс.). Хуже таможня Центральная — там ребята лезут к вам в кузов и несколько тревожных для вас минут глазеют на ваши коробки и даже трогают их пальцами. Но рентгена у них нет, желания рыться — тоже, и опасность вам угрожает, только если вы едете в первый раз или прежде зарекомендовали себя неразумным человеком — кому-то чего-то недоплатили, например.
       3. На железной дороге все еще проще. При всем желании невозможно осмотреть состав из 50 вагонов, набитых вперемешку контейнерами с импортом и своими российскими грузами. Так что и желания такого не замечается. Именно поэтому по ж/д и ввозится 57% импорта (если по весу). При этом есть широкие возможности «терять» по дороге часть заявленных на таможне грузов и т. д.
       Берем для примера теоретически идеальное государственное место — Москва-товарная-Киевская. Она внесена в список пунктов, имеющих даже право обрабатывать акцизные товары, подлежащие маркировке. Что мы видим? Склада нет, рентгеновского оборудования нет, осмотра практически нет. Подал документы, оформил, поехал дальше. Что уж говорить о неидеальных — всех этих одинцовских, щелковских, калининградских, санкт-петербургских...
       4. Но, конечно, не все так просто, это ведь только промежуточный этап — перевезти контрабанду через границу. А у лошади один конец кусается, а другой лягается: во-первых, иностранные предприятия и таможни желают оформлять все по своим законам, и $ 500 здесь проблему не решат — это вам не отечество. Во-вторых, продавцы в самой России желают получать товар с чистыми документами.
       На это есть свои отработанные методы, которые тоже нужно знать начинающему.
       «ПЕРЕАДРЕСОВКА». Товары закупаются, к примеру, в Бельгии, но документы оформляются на вывоз не в Россию, а в буферное государство — в Прибалтику, Украину, Казахстан, Финляндию. Там — свои, там все переоформляется уже как надо, то есть в виде липы. Один вариант: вам переоформляют за $ 200 ваш же товар, но занижают вес и количество. Другой вариант: вы, к примеру, привозите партию «Sony» на Украину, здесь за $ 300 получаете сертификат происхождения, то есть справку, что это у вас не «Sony», а местный магнитофон «Днiпр», и ввозите в Россию по правилам СНГ, уплачивая всего-то меньше процента таможенной стоимости. (Пограничные таможни должны передавать друг другу информацию о каждой партии товаров. Они так и делают. Но если вы правильно себя поведете, данные перешлют уже после того, как вы въехали в Россию.) В результате «переадресовки» вы заплатите даже за дорогущую электронику не более трех центов с кг.
       «СЛИВ». Ваш паренек регистрируется, к примеру, в Узбекистане как юридическое лицо. Вы везете к нему «Sony» из Бельгии через Москву. Транзитом. Но из Москвы на самом деле вы не выезжаете, а, постояв несколько суток в гараже и убедившись, что слежки нет, сгружаете все в местный магазин. Но документы на товар действительно едут на границу, где на них ставят отметки о пересечении оной. После чего ваш паренек прикрывает свою узбекскую фирму. (Здесь главное — не спешить и отстояться как следует: в 98-м году из-за суетливости хозяев в Бирюлеве таможенники и омоновцы накрыли партию бытовой техники на четверть млн баксов.)
       «ОТКАЗ». Вы ввозите товар в Россию на консигнацию, т.е. без конкретного получателя. Сгружаете все на таможенный склад, сами уезжаете и живете полной личной жизнью, не вспоминая о товаре. Через неделю приезжаете на склад, письменно заявляете, что не можете продать товар в России, загружаете обратно в машину, но везете не обратно за границу, а куда следует — от Москвы до самых до окраин. Только, как в предыдущем случае, ставите на документах отметку, что товар вывезен из России. Это стоит недорого.
       5. Молодой контрабандист должен ясно осознавать принципиальную вещь: аб-со-лют-но не важно, если государство или таможенники начнут вдруг увеличивать суммы пошлин. Вы заплатите, сколько сами захотите...
       
       Не утонуть бы нам в море денег
       Здесь прервусь, потому что сообразил, что написал глупость в начале материала. При всей сырости системы, при всей сложности и почти невозможности этого все равно ее нужно отстраивать, не дожидаясь, когда вся экономика России выстроится в некоем гармоническом порядке. Потому как таможеное дело — тоже часть экономики. И какая!
       Терминал «Геопорт» в Новороссийском порту. Примерно 150 турецких машин прибывают сюда ежедневно на морском пароме. Только на этом терминале бюджет страны ежедневно (!) теряет как минимум по $ 600 тыс. из-за «ножниц»: пошлина меньше на полдоллара, чем при пользовании авиацией. (При этом турок вовсе не досматривают, то есть они оплачивают то, о чем сами заявили в декларациях. Как в анекдоте: «... верят на слово. Тут ко мне карта и поперла». К тому же они не платят налогов с деятельности в российский бюджет, а только в свой турецкий.)
       Еще. За первый квартал 98-го, только по официальным данным, только из-за заниженной объявленной стоимости, только на двух пунктах, Выборгском и Кингисеппском, потеря госбюджета — $ 35 млн.
       Еще. Только по официальным данным, четверть импортного чая — чистая контрабанда; при этом после повышения пошлины на 10% доля импорта за год выросла (!) на 5% — факт почти невероятный по мировым стандартам.
       И т. д. И т. п.
       А вот какие глобальные выводы (убираю цифры, касающиеся наведения порядка в декларировании, борьбы со взятками на таможнях и т. д. — всего, что строится по принципу «если б бабушка была дедушкой». Берем только реалии. Кстати, напомню, что нынешний народный праздник — кредит МВФ — 4 с небольшим млрд долларов).
       Если всего лишь перенаправить на авиацию 13% импорта с железных дорог, то дополнительная сумма таможенных платежей составит $ 10 млрд.
       Если перенаправить на авиацию 2% импорта с автомобилей — еще $ 1 млрд.
       Если жестко в течение года отслеживать недоставки по ТНП (а они составляют 35%) — в бюджет поступит $ 4,3 млрд.
       Если сократить количество пунктов пропуска, упростить декларирование, обязать таможенных брокеров в качестве гарантии добропорядочности вносить по $ 5 млн, уравнять пошлины на авиа- и прочем транспорте, отказаться от самоизоляции таможенников при нормотворчестве... Это все — реально. Равно как — это смешно, но актуально — хорошо бы оповещать торговлю и транспортников об изменениях в таможенных правилах и ценах хотя бы за полтора месяца, чтобы ребята успели выполнить уже заключенные договоры. И чтобы революции высшие таможенники совершали не чаще одного раза в два месяца и не больше, чем на 10% чего бы то ни было за один раз...
       Словом, моя задача, констатировав печальное положение таможенных дел, сообщить вам как минимум одну хорошую новость — есть еще у нас реальные возможности вылезти из экономической ямы. Такое вот странное утверждение.
       
       Игорь ДОМНИКОВ
       "Новая Газета" №13 12.04.99

ПУБЛИКАЦИИ ИГОРЯ ДОМНИКОВА: 1998 1999 2000 2001
ОБ ИГОРЕ ДОМНИКОВЕ